Моисеевские чтения «Универсальный эволюционизм Н. Моисеева и цивилизационные разломы: проблемы формирования и развития духовно-нравственных ценностей личности в России на фоне кризиса западной культуры»
15.03.2016
в Государственном геологическом музее РАН
им. В.И. Вернадского прошел Московский межвузовский методологический семинар (конференция) — Моисеевские чтения
«Универсальный эволюционизм Н. Моисеева и цивилизационные разломы: проблемы формирования и развития духовно-нравственных ценностей личности в России на фоне кризиса западной культуры»
(Организаторы конференции: Международный независимый эколого-политологический университет (Академия МНЭПУ); Российское философское общество; Государственный геологический музей РАН
им. В.И. Вернадского)
В конференции приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти, высших и образовательных учебных заведений, специалисты в области экологического образования, воспитания и просвещения, общественные и экологические организации.
В рамках докладов были рассмотрены вопросы:
— Влияние теории универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева на философское осмысление процессов глобализации и устойчивого развития;
— Цивилизационные разломы как источник межконфессиональных и межэтнических конфликтов;
— Цивилизационные ценности в философском и педагогическом наследии Н.Н. Моисеева и причины кризиса западной культуры;
— Гуманизм как общечеловеческая ценность и заслон против надвигающегося гуманитарной катастрофы в европейской системе ценностей;
— Нравственные ограничения (запреты) как основа системы УЧИТЕЛЬ и формирования коллективного РАЗУМА;
— Глобальный экологический кризис и формирование современного миропонимания на основе экологического и нравственного императивов*;
— Ноосферный этап развития коллективного разума для обеспечения коэволюции природы и общества;
— Цивилизационный выбор конфессий: от закономерностей к политическим пристрастиям в угоду интересам крупных держав;
— Цивилизационные ценности и историческая необходимость уважительного отношения к ценностям других культур;
— Поликультурное образование по усвоению знаний о других культурах, этнокультурных ценностях, и формированию уважения к особенностям инокультурных систем;
— Основы славянской цивилизации – соборность, коллективизм, служении нации (т.е. приоритет ее судеб над личными интересами) как заслон проникновению современных западных «ценностей»;
— Причины распространения законов шариата в странах исламского мира и как это может отразиться на христианских ценностях?;
— Философские и социально-экономические основы формирования экологической культуры и экологически ответственного мировоззрения в современной России;
— Внутренняя оценка места личности в семье, в обществе и места
государства в общественном сознании, как важная характеристика цивилизации;
— Проблемы формирования ценности здорового образа жизни у российской молодежи в условиях девальвации западных ценностей семьи и полноценного детства;
— Социокультурное пространство современного вуза: система отношений и ценностные ориентации;
— Возможен ли синтез глобального духовного сознания и глобального научного знания как основы новой культуры?;
— Как политический лозунг «будущие поколения должны иметь те же ресурсные и энвайронментальные условия, что ныне живущие» сделать общечеловеческой ценностью?
— Почему процессы идентификации людей и народов, их цивилизационной принадлежности тесно переплетаются с процессами модернизации и выбором путей снижения негативных последствий глобального экологического кризиса?;
— Что должно определять нравственный императив в эпоху глобального экологического кризиса?.
В работе конференции приняли участие сотрудники кафедры управления природопользованием и экологической безопасностью Института отраслевого менеджмента Государственного университета управления ВИШНЯКОВ Я.Д. и КИСЕЛЕВА С.П.